Закон о защите прав потребителей

Закон РФ о защите прав потребителей

«Вор должен быть юридически грамотным».

Перефразируя известного киногероя: в эпоху потребления каждый потребитель должен быть юридически грамотным. Тем более, что в случае нарушения его прав, гражданин сталкивается с целой группой заинтересованных лиц: продавцы, изготовители, юристы, экономисты. Закон «О защите прав потребителей» довольно жестко регламентирует их деятельность, уравнивая тем самым в противостоянии с потребителем.

ЗоЗПП возник в ответ на перестройку экономики под нужды гражданина, до этого в СССР действовал приоритет защиты изготовителя. Нормы Закона носят системообразующий характер, включая ссылки на другие нормативные документы. К ним относятся постановления Правительства, статьи Конституции и ГК РФ, а также специальные Перечни.

В итоге мы получаем инструментарий для защиты покупателя, заемщика, пассажира, обучаемого или туриста - любого лица, заключившего договор с хозяйствующим субъектом.

Необязательно знать назубок все положения Закона о ЗПП, но представление о своих правах и законодательных нормах необходимо иметь твердое. В противном случае очень просто стать жертвой недобросовестного продавца или иного лица, оказывающего услуги.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим взаимодействие продавца и покупателя товаров и услуг является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». На zpppinf.ru представлена актуальная версия Закона о защите прав потребителей РФ с постатейной навигацией.

  • ЗоЗПП. Глава I. Общие положения
  • 
  • ЗоЗПП. Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
  • 
  • ЗоЗПП. Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
  • 
  • ЗоЗПП. Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
  • Все статьи Закона о защите права потребителей:


    Глава I. Общие положения

  • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
  • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
  • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
  • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
  • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
  • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
  • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
  • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
  • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)
  • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
  • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
  • Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
  • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
  • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
  • Статья 15. Компенсация морального вреда
  • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
  • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
  • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
  • Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям

  • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
  • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
  • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
  • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
  • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
  • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
  • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
  • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
  • Статья 26. Утратила силу
  • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
  • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров
  • Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)

  • Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
  • Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
  • Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
  • Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
  • Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
  • Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
  • Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
  • Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
  • Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей
  • Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
  • Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
  • Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей

  • Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
  • Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам)
  • Статья 42. Утратила силу
  • Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
  • Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  • Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  • Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
  • Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
  • Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей


  • Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

    Закон и правовые нормы