ГОСТ для дистанционной торговли

ГОСТ интернет-торговля

В материале статьи рассмотрен новый стандарт интернет торговли, главная цель которого – введение ясности в защищенность покупателей.

Современное киберпространство давно уже вышло за рамки отведенных первоначально задач. Интернет технологии, благодаря своей простоте и большой экономии времени, уверенно завоевывают позиции на рынке. Согласно статистическим данным, объем товара, реализуемого через Сеть на 2016 год составляет 0,9 трл руб. В 2017 году показатели увеличатся по прогнозам до 1.1 трл.

Несмотря на внушительные цифры, интернет-продавцы вызывают опасения большинства потребителей. Законодательная площадка дистанционной торговли не проработана до конца, чем пользуются мошенники. Но меры в их отношении уже принимаются.

Законопроект о мошенниках

Глава федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей сообщила в интервью о том, что правительство РФ закончило согласование законопроекта о недобросовестных сетевых магазинах.

Впервые инициатива о привлечении к ответственности мошенников и агрегаторов, нарушающих права покупателей прозвучала еще в 2015 году. Сегодня Анна Попова выражает надежду на принятие законопроекта.

Эти меры приравнивают онлайн-магазины в степени ответственности к их традиционным собратьям. К примеру, штрафы за обман покупателей могут составить для физлиц от 3 000 до 5 000 рублей, а для юридических - от 100 000 до полумиллиона.

Новый стандарт, регламентирующий действия онлайн магазинов

Также сейчас ведутся активные споры насчет ГОСТа разработанного Российским Институтом Потребительских Испытаний. В конце 2016 года РИПИ разработал и отправил для согласования документ, регламентирующий все основные аспекты интернет-торговли.

Созданный институтом ГОСТ содержит в себе определения о:

  • дистанционной торговле;
  • что из себя представляет торговая площадка;
  • доставке товаров;
  • роли покупателя и продавца.

Согласно новому стандарту, магазин, занимающийся онлайн-торговлей должен содержать всю необходимую юридическую информацию, как о себе, так и о товаре, который он поставляет, способах оплаты и возврата покупки, свойства каждой единицы товара, условия гарантийного обслуживания, сроки эксплуатации и так далее.

Продавец обязан будет размещать максимально подробную и достоверную информацию о товарах. Обязательным пунктом ГОСТа является наличие нескольких фотографий каждой модели товара. Такая мера позволит снизить вероятность приобретения бракованного товара. Продавцы обязуются организовать для клиентов возможность нескольких способов оплаты за купленную модель товара.

Однако, не все одобрили новый документ. В Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли подчеркнули, что некоторые его пункты нуждаются в доработке. Местами ГОСТ дублирует уже созданное законодательство и не учитывает права агрегаторов, таких, как например, Яндекс.Маркет. Он является дистанционной витриной, на которой сторонние поставщики размещают свой товар. Сам Яндекс не несет ответственности за качество той линейки товара, что представлена для покупателей.

Также документ раскритиковали за отсутствие положения о фактическом адресе интернет-магазина, на который в случае проблем, покупатель может отправить полученный товар, написать претензию, или оформить возврат затраченных на покупку средств.

НАДТ подчеркивает факт того, что до сегодняшнего дня от потребителей не поступало исковых заявлений о нарушении прав торговли. Это значит, что действующее законодательство справляется со своей задачей и проблем в сфере интернет-торговли нет.

По словам старшего юриста компании BMS Law Firm, документ не проработан до конца. В частности, это относится к ряду определений и понятий, для которых в ГОСТ отсутствует четкое определение. К таким специалист отнес понятие доступного интерфейса.



Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Внимание: жалобы и обращения в комментариях не рассматриваются юристом и администрацией сайта! Если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, воспользуйтесь формой для консультаций или позвоните по бесплатному номеру 8 804 333 69 16.

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Закон и правовые нормы