Комментарии к ФЗ о защите прав потребителей

ФЗ о защите прав потребителей

Государство, выполняя свою социальную функцию, обеспечивает, помимо прочего, защиту прав граждан при совершении ими различного рода сделок, в которых их права могут быть ущемлены. При этом, как показывает практика, большая часть споров по вопросам защиты прав потребителей, связана именно с недобросовестным, противоправным поведением продавца (исполнителя).

Данное обстоятельство обуславливает необходимость существования специального законодательства – законодательства о защите прав потребителей. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон о ЗПП).

Действительно, споры в указанной сфере возникают, когда потребитель уже приобрел товар, который не отвечает требованиям закона или договора, т.е. потребитель зачастую уже оплатил товар и, соответственно, несет нежелательные издержки такого приобретения.

По мнению специалистов по защите прав потребителей и юристов, специализирующихся на решении вопросов в данной сфере, потребитель является «слабой стороной» в договоре, т.к.: во-первых, потребителем, зачастую, уже уплачены денежные средства за неполученный товар либо товар с недостатками;

Во-вторых, продавец, как правило, обладает большими возможностями по обращению за профессиональной юридической помощью, чем потребитель.

Прежде всего, ст. 8 Закона о ЗПП закрепляется, что при совершении сделок должны быть соблюдены правила об информировании потребителя надлежащим образом о продавце свойствах, качестве приобретаемого товара и т.д.

Законом о ЗПП установлено, что до сведения потребителя должна быть доведена информация о режиме работы продавца, лицензии, если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию (ст. ст. 8, 9 Закона о ЗПП).

Кроме того, п. 1 ст. 9 Закона о ЗПП закреплено, что до покупателя должна быть доведена информация о наименовании и местонахождении продавца. Данное требование, очевидно, продиктовано двумя основными причинами:

  • Во-первых, потребитель, обладая такой информацией, может перед совершением сделки, выяснить деловую репутацию продавца;
  • Во-вторых, при возникновении спора с продавцом, потребитель будет обладать информацией о лице, которому следует направлять претензию или кому предъявлять иск.

Обязанность продавца об информировании потребителя о товаре и условиях его продажи установлена ст. 10 Закона о ЗПП. Согласно указанной статье продавец обязан предоставить информацию своевременно. При этом информация должна быть достоверной и должна обеспечить потребителю возможность правильного выбора товара (п.1 указанной статьи).

Верховный Суд РФ указал, что в случае несвоевременного предоставления либо непредоставления такой информации, потребитель лишается возможности свободного и осознанного выбора (п. 1 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2015; далее – Обзор).

Пунктом 2 указанной статьи закреплен перечень информации, которая должна быть доведена до потребителя. К такой информации, помимо прочего, относятся:

  • - сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • - при реализации продуктов питания – сведения об их составе, в том числе об использовании при изготовлении продукта пищевых добавок, ГМО и т.д.; дате и времени изготовления, упаковки продукта, его весе (объеме), условиях хранения;
  • - гарантийный срок;
  • - срок службы или срок годности товара;
  • - цена товара; если оплата товара производится с отсрочкой (рассрочкой) – полная цена товара и порядок внесения платежей;
  • - правила использования товара;
  • - сведения о том, находился ли товар в ремонте, какие недостатки были при этом устранены;
  • - сведения о противопоказаниях для применения товаров при отдельных видах заболеваний (Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 № 481). Статьей 13 Закона о ЗПП определены последствия неисполнения продавцом требований о предоставлении информации.

Так, согласно пункту 1 указанной статьи, в зависимости от того, заключен ли договор:

1) непредоставление продавцом необходимой для заключения договора информации является основанием для обращения потребителя с требованием о возмещении убытков (если договор еще не заключен);

2) если договор уже заключен – покупатель вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за товар денежных средств и возмещения убытков.

При этом, определяя какой срок является разумным, суды руководствуются разъяснением Верховного Суда РФ, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 № 17. Согласно данному разъяснению суды обязаны принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.д.


С этой статьей читают:



Закон и правовые нормы

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.