Общественные организации по защите прав потребителей: особенности, функции, полномочия

организация по защите прав потребителей

Общественные организации по защите прав потребителей: проверка на законность

Правовой основой работы организаций, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, является Конституция РФ и Федеральный Закон «О защите прав потребителей».

Данными правовыми актами регламентировано право граждан Российской Федерации на добровольные объединения, в том числе, создаваемые с целью оказания правовой поддержки отдельным категориям граждан (в рассматриваемой ситуации такой категорией являются граждане – приобретатели товаров, получатели работ и услуг).

Особенностью таких организаций является их полная независимость от государства, политики и бизнеса. Единственный документ, прописывающий полномочия этих добровольных объединений, их структуру, права и обязанности участников, источники формирования денежных средств является устав организации по защите прав потребителей.

Организации по защите прав потребителей работают в нескольких направлениях. В первую очередь это, безусловно, непосредственное оказание помощи потребителям в спорных ситуациях: предоставление устных и письменных разъяснений и консультаций, экспертиза товаров, работ, услуг, проверка их качества и безопасности.

Кроме того, такие организации могут обеспечить защиту интересов пострадавших потребителей в суде.

Еще одно направление – информационное. Сюда входит выпуск специализированных печатных изданий, журналов, ведение тематических блогов.

Список организаций по защите прав потребителей расширяется с каждым днем: появляются новые небольшие союзы, а крупные организации постепенно выходят на международный уровень. Эта сфера, учитывая актуальность таких вопросов сегодня, в «эпоху потребления», находится в постоянном развитии.

Интересен и тот факт, что с ростом количества таких организаций растет и количество фактов осуществления грамотной защиты потребителей. Так, если в 2000-х годах было подано порядка 27 тысяч исков в суд по данному направлению, то в 2010 году их количество возросло до 300 тысяч. Значит, все не зря…

Функции организаций по защите прав потребителя

Основные функции таких организаций можно сгруппировать в следующие основные блоки:

  • - Нормотворческая деятельность: оценка и правовая экспертиза разрабатываемых проектов законов в сфере потребления, подготовка предложений по внесению изменений в действующую законодательную базу.
  • - Экспертиза качества товаров, работ и услуг (как инициативно, так и по заявлению потребителей).
  • - Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов потребителей. Выявление фактов нарушения прав. В случае необходимости – защита их прав (в т.ч. в судебном порядке).
  • - Информационное освещение граждан по курируемым вопросам.

Всемирная организация по защите прав потребителей

Вопрос защиты потребителей актуален и на международной арене. Одним из основных «действующих лиц» в данной сфере является Consumers International - Международная Организация Потребительских Союзов (более распространенное название - Всемирная организация потребителей).

В состав организации входят представители более девяноста стран мира. Основная цель ее деятельность – защита прав потребителей на международном уровне, проработка мероприятий по усилению защиты потребителей во всем мире, внедрение политики «чистого пространства для жизни» (освещение вопросов экологии в производстве).

Международная организация по защите прав потребителей за свою более чем пятидесятилетнюю работу успела определить собственную философию, и сводится она к следующим правилам:

  • - каждый гражданин имеет право на качественные товары, своевременно оказанную медицинскую помощь, достаточное количество пищи и одежды, хорошую экологию и санитарные условия. Это основа основ, которая не зависит от расы, пола и территории проживания;
  • - каждый должен быть уверен в безопасности потребляемых товаров;
  • - право на возмещение некачественного товара или услуги – право каждого гражданина любой страны;
  • - доступ к информации о защите прав и интересов потребителей должен быть свободным.

Куда обратиться за защитой нарушенных прав потребителей?

Добровольные организации по защите прав потребителей сегодня существуют в каждом регионе. Информации о них находится в свободном доступе в Интернете (в т.ч. на сайтах районных Администраций).

Координаты организаций по защите прав потребителей можно найти в классификаторе Управлений Роспотребнадзора.

Кроме того, для выбора подходящей организации вы можете изучить наш список организаций по защите прав потребителей.



Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Внимание: жалобы и обращения в комментариях не рассматриваются юристом и администрацией сайта! Если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, воспользуйтесь формой для консультаций или позвоните по бесплатному номеру 8 804 333 69 16.

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Закон и правовые нормы