Общественные организации по защите прав потребителей: особенности, функции, полномочия

организация по защите прав потребителей

Общественные организации по защите прав потребителей: проверка на законность

Правовой основой работы организаций, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, является Конституция РФ и Федеральный Закон «О защите прав потребителей».

Данными правовыми актами регламентировано право граждан Российской Федерации на добровольные объединения, в том числе, создаваемые с целью оказания правовой поддержки отдельным категориям граждан (в рассматриваемой ситуации такой категорией являются граждане – приобретатели товаров, получатели работ и услуг).

Особенностью таких организаций является их полная независимость от государства, политики и бизнеса. Единственный документ, прописывающий полномочия этих добровольных объединений, их структуру, права и обязанности участников, источники формирования денежных средств является устав организации по защите прав потребителей.

Организации по защите прав потребителей работают в нескольких направлениях. В первую очередь это, безусловно, непосредственное оказание помощи потребителям в спорных ситуациях: предоставление устных и письменных разъяснений и консультаций, экспертиза товаров, работ, услуг, проверка их качества и безопасности.

Кроме того, такие организации могут обеспечить защиту интересов пострадавших потребителей в суде.

Еще одно направление – информационное. Сюда входит выпуск специализированных печатных изданий, журналов, ведение тематических блогов.

Список организаций по защите прав потребителей расширяется с каждым днем: появляются новые небольшие союзы, а крупные организации постепенно выходят на международный уровень. Эта сфера, учитывая актуальность таких вопросов сегодня, в «эпоху потребления», находится в постоянном развитии.

Интересен и тот факт, что с ростом количества таких организаций растет и количество фактов осуществления грамотной защиты потребителей. Так, если в 2000-х годах было подано порядка 27 тысяч исков в суд по данному направлению, то в 2010 году их количество возросло до 300 тысяч. Значит, все не зря…

Функции организаций по защите прав потребителя

Основные функции таких организаций можно сгруппировать в следующие основные блоки:

  • - Нормотворческая деятельность: оценка и правовая экспертиза разрабатываемых проектов законов в сфере потребления, подготовка предложений по внесению изменений в действующую законодательную базу.
  • - Экспертиза качества товаров, работ и услуг (как инициативно, так и по заявлению потребителей).
  • - Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов потребителей. Выявление фактов нарушения прав. В случае необходимости – защита их прав (в т.ч. в судебном порядке).
  • - Информационное освещение граждан по курируемым вопросам.

Всемирная организация по защите прав потребителей

Вопрос защиты потребителей актуален и на международной арене. Одним из основных «действующих лиц» в данной сфере является Consumers International - Международная Организация Потребительских Союзов (более распространенное название - Всемирная организация потребителей).

В состав организации входят представители более девяноста стран мира. Основная цель ее деятельность – защита прав потребителей на международном уровне, проработка мероприятий по усилению защиты потребителей во всем мире, внедрение политики «чистого пространства для жизни» (освещение вопросов экологии в производстве).

Международная организация по защите прав потребителей за свою более чем пятидесятилетнюю работу успела определить собственную философию, и сводится она к следующим правилам:

  • - каждый гражданин имеет право на качественные товары, своевременно оказанную медицинскую помощь, достаточное количество пищи и одежды, хорошую экологию и санитарные условия. Это основа основ, которая не зависит от расы, пола и территории проживания;
  • - каждый должен быть уверен в безопасности потребляемых товаров;
  • - право на возмещение некачественного товара или услуги – право каждого гражданина любой страны;
  • - доступ к информации о защите прав и интересов потребителей должен быть свободным.

Куда обратиться за защитой нарушенных прав потребителей?

Добровольные организации по защите прав потребителей сегодня существуют в каждом регионе. Информации о них находится в свободном доступе в Интернете (в т.ч. на сайтах районных Администраций).

Координаты организаций по защите прав потребителей можно найти в классификаторе Управлений Роспотребнадзора.

Кроме того, для выбора подходящей организации вы можете изучить наш список организаций по защите прав потребителей.

С этой статьей читают:



Закон и правовые нормы

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Информационные и рекламные услуги на сайте представлены партнером ООО «ЛИГАЛ АДС ТЕХ».