Новая модель потребительского поведения: что сулит кризис

портрет потребителя

С наступившим кризисом модель потребительского поведения снова меняется. Российское общество, не так давно вышедшее из режима экономии и ощутившее рост доходов после кризисов 1998 и 2008 года, теперь снова учится жить «от зарплаты до зарплаты». Общие тенденции таковы: снижение покупательской способности, рост просроченной задолженности по кредитам, отказ от заграничных планов по отпуску, сокращение всех расходов, которые не являются жизненно важными.

Долгое время в нашей стране уровень доходов населения оставался крайне низким. Семейные бюджеты формировались «на грани выживания» – у большинства денег хватало только на то, чтобы обеспечить семью питанием, и покупка каких-то других вещей (той же одежды и обуви, не говоря уже о бытовой технике) была сопряжена необходимостью жесткой экономии. После кризиса 1998 года начался период роста денежных доходов населения и формирования нового потребительского поведения, когда население, помимо «товаров первой необходимости», начало тратить деньги на что-то еще - одежду, бытовую технику, заграничный отдых, и т.д. Большинство населения перестало испытывать финансовые проблемы по обеспечению повседневных нужд, отпала необходимость копить для возможности приобретения модной одежды, бытовой техники или путевки. Для тех же, чей уровень доходов еще не достиг этого уровня, такая возможность стала моделью желаемого потребительского поведения.

Однако, рост доходов был недостаточно велик для перехода на новый уровень потребления. Многие блага по-прежнему оставались для большинства дорогостоящими и труднодоступными (собственное жилье, машина, образование). В результате большинство населения оказалось в ситуации, когда уже нет необходимости копить «на жизнь», но при этом и нет возможности приобрести что-то кроме еды, одежды и бытовой техники. Начавшиеся в потребительском поведении изменения были прерваны кризисом 2008 года, который, хоть и не вернул общество к уровню 1990-х годов, но все же замедлил темпы роста потребительских доходов.

Сегодня, на фоне ослабления рубля 2014-2017 года и его экономических последствий, в зависимости от того, как долго будет стабилизироваться рынок, можно спрогнозировать несколько возможных вариантов изменения портрета потребителя. В случае быстрой стабилизации рынка поведение поменяется не сильно. Большинство населения не имеет крупных сбережений, редко ездит за границу и от курса рубля зависит слабо. Поэтому, если инфляция не вырастет значительно и доходы массового потребителя останутся на прежнем уровне, то его бюджет по-прежнему будет тратиться на еду, одежду, по необходимости на бытовую технику и отдых. Причем траты станут более избирательные, с предпочтением более экономным вариантам. На второй план уйдут расходы, связанные с образованием, здоровым образом жизни, обеспечением жильем и пр.

Наиболее вероятный, затяжной выход из кризиса и неконтролируемый рост инфляции чреват новыми негативными изменениями в потребительском поведении общества - потерей доверия к банковской системе и национальной валюте, отказом от отдыха, развлечений и товаров, не являющихся предметом «первой необходимости», возвратом к режиму жесткой экономии.

Как известно, спрос рождает предложение, а падение спроса заставляет бизнес переориентироваться на более "бюджетные" варианты. Очевидно, что снижение цен за счет закупки и реализации менее качественной продукции приведет и к росту конфликтных ситуаций между продавцами и потребителями. В условиях необходимости торговли более дешевой продукцией, неизбежен и рост так называемого потребительского экстремизма, когда покупатели стремятся минимизировать свои расходы, заполучив желаемое бесплатно или "поимев" с продавца в суде за счет недостатков товара.

В случае же восстановления в ближайшее время роста доходов населения, есть потенциал для развития новой модели потребительского поведения, когда, помимо спроса на товары, необходимые для обеспечения повседневных нужд, начнет расти спрос на товары и услуги, способствующие развитию личности (образование, туризм, отдых, здоровый образ жизни), и вместе с тем и общий уровень благосостояния.

Последний вариант развития маловероятен. Скорее всего, падение доходов большинства россиян продолжится, потребительские корзины уменьшатся, а бизнес будет вынужден предлагать наиболее "ходовую", т.е. дешевую продукцию.



Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Внимание: жалобы и обращения в комментариях не рассматриваются юристом и администрацией сайта! Если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, воспользуйтесь формой для консультаций или позвоните по бесплатному номеру 8 804 333 69 16.

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Закон и правовые нормы