Нормативная база по вопросам защиты прав потребителей

правовые нормы по вопросам защиты прав потребителей

Нормативная база по вопросам защиты прав потребителей содержит ряд документов и перечней, регламентирующих рынок продажи и покупки товаров и услуг.

Большинство потребительских норм охватывает Закон о защите прав потребителей. Немалая часть вопросов регулируется некоторыми статьями ГК РФ. Правила продажи отдельных видов товаров и оказание отдельных видов услуг регламентированы нормативными актами – Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ, а также специальными Перечнями.

Система законодательства Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей включает в себя все сферы товаров и услуг, гарантируя возможность совершать сделки по купле-продаже в правовом поле.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Основным нормативным документом в данной сфере является Гражданский кодекс Российской Федерации. Указанным Кодексом, в частности, определяются основные вопросы порядка заключения и исполнения договоров купли-продажи в розничной торговле, возмездного оказания услуг и выполнения работ по заказу потребителя.

Закон о защите прав потребителей

Важнейшим документом в данной сфере является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

Данным Законом закреплены основные нормы о правах потребителей при приобретении товаров, получении результатов работ и оказанных услугах.

Указанным Законом, в частности, рассматриваются вопросы обязанностей продавца товара (лица, выполняющего работы, оказывающего услуги), оснований возникновения их ответственности за продажу товаров ненадлежащего качества, непередачу покупателю товара, за который потребитель уже внес оговоренную сумму (предварительная оплата), неоказание услуг, оказание услуг с нарушением условий о качестве. Аналогично, указанным Законом определяются требования к выполняемым для потребителя работам и последствия их нарушения.

Правила оказания услуг

Особое место в системе законодательства занимают нормативные акты, принятые Правительством РФ по рассматриваемым вопросам. Данными актами четко определяются особенности защиты прав потребителей применительно к отдельным конкретным направлениям такой защиты и отдельным видам приобретаемых потребителями услуг.

Так, например, вопросы заключения и исполнения договоров на обслуживание телефонной связью регулируются специальными Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, предоставление услуг по передаче данных – Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32, порядок проживания граждан в гостиницах – Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, деятельность турагентов и туроператоров – Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 и т.д.

Правила продажи и перечни товаров

Применительно к продаже товаров важное значение имеют 3 специально закрепленных перечня товаров, в отношении которых установлены особые правила.

Это касается, во-первых, так называемых, технически сложных товаров, Перечень которых утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. Необходимость закрепления такого перечня обусловлена особенностями их ремонта, обмена или возврата, вызванными наличием гарантийного срока.

Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 специально утверждены:

1) Перечень непродовольственных товаров, в отношении которых потребитель не вправе заявлять требование об их возврате или обмене, если такие товары не имеют недостатков по качеству;

2) Перечень товаров длительного пользования, при ремонте или замене которых потребитель не вправе заявлять требование о предоставлении ему в пользование аналогичного товара.

Кроме того, имеют свои особенности и некоторые способы продажи товаров. Так, особенности комиссионной торговли закреплены Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569, а Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 специально установлены правила дистанционной продажи товаров, которая в настоящее время приобретает все более широкое распространение.



Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Закон и правовые нормы