Выплата страховки при ДТП

ДТП

Страховым компаниям часто недостаточно одного факта свершившегося ДТП, чтобы безусловно компенсировать ущерб. Они искусно оперируют условиями договора, несоблюдение которых делает ситуацию с ДТП нестраховым случаем. Кроме того, страховщики стараются снизить сумму возмещения и в результате она не покрывает ущерб.

Добиться полноценной выплаты не сложно. Необходимо руководствоваться двумя условиями:


  1. Соблюсти требования договора страхования
  2. Правильно действовать, начиная с приобретения полиса, заканчивая подачей заявления на выплату ущерба.

Компания не выплатит ущерб если:

  • • Установит факт умышленного причинения вреда;
  • • Водитель во время аварии был в состоянии алкогольного или иного опьянения;
  • • Виновник оставил место происшествия без вызова инспектора;
  • • Период действия полиса истек на момент происшествия.

Пока эксперт не выяснит все обстоятельства происшествия, компенсацию страховые компании определить не смогут.

Получение компенсации ОСАГО

ОСАГО не предусматривает страхового покрытия автомобиля для виновника ДТП. Однако расходы потерпевшей стороны компания должна взять на себя. При этом максимальная выплата на сегодня составляет 400 тыс. руб. если поврежден автомобиль и не более 500 тыс. руб. на одного пострадавшего человека.

Виновник ДТП может оказаться не включённым в полис? Тогда сторона потерпевшего получает возмещение в своей компании, (вариант прямого урегулирования ситуации), которая потом предъявит к виновнику регрессное требование вернуть компенсацию.

Автомобиль виновника может оказаться и вовсе не застрахованным. В этом случае понадобится копия протокола с постановлением, в которой изложены обстоятельства происшествия (копия нарушителя также будет полезна), справка о ДТП и заявление в суд с требованием возместить ущерб.

Главное и первое условие – получить заключение инспектора на месте происшествия. Фиксации полученных повреждений уделяется особое внимание. В случае необходимости – указать на наличие скрытых дефектов.

Перечень документов, которые должен выдать сотрудник инспекции:

  • • Протокол об административном правонарушении;
  • • Справка по форме №154 с указанием всех полученных повреждений;
  • • Схема ДТП;
  • • Протокол осмотра с подробным указанием повреждений ТС;
  • • Свидетельства всех (по возможности) участников и очевидцев ДТП.

Ниже приведен список документов, которые необходимо собрать для предъявления в компанию при обязательном (ОСАГО) и добровольном (КАСКО) страховании для получения компенсации:

ОСАГО КАСКО
паспорт паспорт
извещение о ДТП, заполненное с двух сторон оригинал полиса
заявление (о компенсации повреждений) документы об оплате полиса (квитанция, платежное поручение или кассовый чек)
оригинал Свидетельства о регистрации ТС или ПТС копия акта предстрахового осмотра ТС (если проводился)
диагностическая карта или талон ТО (если ТС не новое) генеральная доверенность (если страхователь не является собственником)
удостоверение (того кто был за рулем в момент ДТП) оригинал свидетельства о регистрации ТС
доверенность (если управлял не собственник) талон о прохождении техосмотра
справка по форме №154 с указанием всех полученных повреждений (выдается инспектором)
копия постановления по делу об административном правонарушении (выдается Группой разбора)
определение о возбуждении дела об административном правонарушении (выдается Группой разбора)
результат медицинского освидетельствования (если проводилось)

Получение компенсации КАСКО

Полис добровольного страхования (КАСКО) имеет более сложную систему взаимных обязательств между страхователем и страховой компанией. Договор требует внимательного изучения условий наступления страхового случая. Так, КАСКО позволяет включать или исключать перечень условий для выплаты компенсации, что в свою очередь влияет на его стоимость. Поэтому перед его приобретением необходимо самостоятельно прочитать все предусмотренные и непредусмотренные риски. Допустим ситуацию, когда включены все параметры:

  • • Угон,
  • • Хищение,
  • • Полная гибель автомобиля,
  • • Частичные повреждения в ДТП,
  • • Возгорание,
  • • Повреждение, полученное отскочившим предметом,
  • • И даже урон от стихийного бедствия.

При этом стоимость полиса была снижена за счет включения безусловной франшизы в размере, установленном клиентом. Значит, при любом ущербе менее этой суммы клиент выплатит самостоятельно, и согласно договора.

В случае ДТП исключения из страховых ситуаций такие же, как в ОСАГО. Но ситуации, предусмотренные КАСКО, выдвигают дополнительные требования и документы. Например: угон автомобиля будут рассматривать как страховой случай, только если владелец сможет предоставить оригинал ключа зажигания.

Не смотря на размер страхового покрытия, компания возвращает лишь ту сумму, которая эквивалентна полученному ущербу. Например, ТС застрахован на сумму 1 млн., а оборудование - на 100 тыс. При ущербе автомобилю в 200 тыс. рублей и оборудованию в 20 тыс. страховая компания должна будет клиенту только 220 тыс. Учет амортизационного износа предполагает уменьшение себестоимости застрахованного объекта, как следствие - вычет амортизационного процента из суммы компенсации.

Когда компенсация не покрывает ущерба

Ситуации, когда выплата страхового возмещения чрезмерно занижена, случаются часто. Редкий водитель станет доводить дело до суда. Страховые компании это понимают и, к сожалению, многие пользуются этим. В этом случае недопустимо поощрять произвол, необходимо принять меры, доступные каждому гражданину. В первую очередь составляется претензия, цель которой сводится к досудебному решению проблемы.

  • • Перед ремонтом ТС организуется независимая экспертиза, которая определит размер полученного ущерба. Страховая компания должна быть уведомлена об этом телеграммой с указанием места и времени проведения не менее чем за день. Результат экспертизы готов, как правило, в течение 3-5 дней.
  • • В случае произведенного ремонта без предварительной экспертизы необходимо собрать чеки и квитанции, которые передаются представителю независимой экспертизы. Он определит размер ущерба на основании состояния автомобиля и проведенного ремонта.
  • • Ожидание ответа от страховой компании длится две недели. По их истечении можно составлять исковое заявление для суда, оплачивается государственная пошлина, всё отправляется почтовым письмом в суд.
  • • На рассмотрение обращения суд выделяет 5 рабочих дней, после чего письмо попадает в дело мировому судье для окончательного решения по заявлению. Здесь период рассмотрения длится 1 мес.
  • • Если страховая компания не обжаловала решение суда, пострадавший получает исполнительный лист. Заявителю остаётся отправиться в любое отделение банка, в котором находится открытый счет страховой компании. На основании постановления суда банк переводит оспоренную разницу на личный счет страхователя, понесшего ущерб. Эта процедура требует около трёх дней.

Несколько советов автовладельцам

В каждом случае, независимо от степени ущерба, обращение в страховую компанию следует производить в кратчайшие сроки (желательно в тот же день).

Важно произвести сьемку всех подробностей ДТП, положения ТС относительно друг друга, полученных повреждений. Чтобы материал не выглядел скомпрометированным, в нем должно быть видно участников ДТП и свидетелей (по возможности).

При заключении договора страхования агенту предоставляются только достоверные данные (год выпуска ТС, пробег, водительский стаж и другое). Иначе при наступлении происшествия любое несоответствие, указанном в полисе, (допустим, отсутствие GPS-маячка) послужит поводом отказать в выплате.



Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Внимание: жалобы и обращения в комментариях не рассматриваются юристом и администрацией сайта! Если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, воспользуйтесь формой для консультаций или позвоните по бесплатному номеру 8 804 333 69 16.

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Закон и правовые нормы