Защита прав потребителей при обнаружении в товаре недостатков

ст 18-21 закона о защите прав потребителей

Необходимость законодательства о защите прав потребителей

Хотя формально стороны (продавец и покупатель) по договору розничной купли-продажи находятся в равном положении, на практике это далеко не так.

В качестве продавца зачастую выступают юридические лица (магазины, розничные торговые сети) либо индивидуальные предприниматели, т.е. лица, которые, в частности, могут позволить себе привлекать для оказания юридической помощи квалифицированных юристов. Даже один этот факт показывает, что покупатель по такому договору заведомо находится в менее защищенном состоянии.

Кроме того, отдельные недостатки могут быть не только неприятными, но и опасными для граждан, которые приобрели товар. Поэтому государство, осуществляя свою социальную функцию, обеспечивает дополнительную защиту граждан путем принятия и реализации специального законодательства – законодательства о защите прав потребителей.

Основные акты по вопросам защиты прав потребителей

Законодательство в данной сфере основывается на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в частности, общих нормах о купле-продаже (статьи 454 – 491 ГК РФ) и специальных нормах о розничной купле-продаже (статьи 492 – 505 ГК РФ). Основным нормативным правовым актом при этом является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон о ЗПП).

В развитие положений ГК РФ и Закона о ЗПП принят и действует ряд иных нормативных правовых актов по различным конкретным вопросам в данной сфере. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924 утвержден Перечень технически сложных товаров (порядок возврата или замены включенных в указанный Перечень товаров имеет некоторые особенности).

При решении конкретных споров важное значение имеет изучение и использование материалов сложившейся судебной практики. Прежде всего, это касается Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Кроме того, учитывая, что в различных регионах страны решения, принимаемые судами, могут различаться, представляется целесообразным изучить судебную практику, сложившуюся в регионе, в котором будет рассматриваться спор.

Применимость Закона о ЗПП

В соответствии с ч. 3 ст. 492 ГК РФ, и преамбулой Закона о ЗПП определяется его применимость, т.е. круг вопросов, которые подлежат регулированию его нормами. К таким вопросам относятся взаимоотношения, возникающие между продавцами либо изготовителями товаров и покупателями.

Указанным Законом особо выделяются некоторые способы продажи товаров, подпадающие под его действие, например, это касается дистанционной продажи товаров (по образцам и по описанию).

Отметим, что положения указанного Закона применяются не только к продаже товаров как таковой, но и к иным договорам – долевое строительство, оказание услуг (в том числе ЖКХ) и т.д.

Требования к условиям договоров

Законом о ЗПП предусмотрено специальное правило, согласно которому условия, на которых продается товар:

  1. Должны соответствовать специальным правилам,если они установлены государством;
  2. Не могут быть связаны с «навязыванием» потребителю каких-либо условий, которые непосредственно не связаны с продажей (например, обязательное приобретение иного товара).

Основания и виды ответственности

Меры ответственности продавца либо изготовителя за продажу товара ненадлежащего качества товара закреплены в ст. ст. 13 – 15 указанного Закона.

Общим основанием для возникновения ответственности является сам факт продажи товара ненадлежащего качества (ст. 13 указанного Закона).

Законом специально предусмотрено, что:

  1. Продавец должен исполнить свои обязательства по передаче товара;
  2. Продавец освобождается от ответственности только в случае, если докажет что ущерб, который был причинен в результате продажи такого товара, возник вследствие не зависящих от него обстоятельств (например, непреодолимая сила либо действия самого покупателя);
  3. Убытки, причиненные продажей такого товара, выплачиваются полностью независимо от сумм, выплачиваемых в качестве иных мер обеспечения исполнения договора (неустойка либо пени);
  4. В случае судебного рассмотрения спора, если продавец не исполнил своей обязанности по добровольной уплате штрафных санкций (пени, неустойка), суд принимает решение о взыскании с продавца штрафа в размере 50% от суммы договора (очевидно, данная норма призвана стимулировать продавцов к добровольному исполнению своих обязательств).

Также, ст. 23 указанного Закона предусмотрен и специальный вид ответственности – санкции за нарушение установленных сроков ремонта, замены такого товара (ежедневный штраф в размере 1 %).

На практике, обычно, с заявлением основных исковых требований, потребители требуют взыскать и сумму морального вреда. При этом, окончательная взыскиваемая сумма определяется судом самостоятельно.

К дополнительным гарантиям прав потребителей (и к достоинствам указанного закона) относятся и особенности судебного порядка рассмотрения таких дел (ст. 17 указанного Закона).

Во-первых, по таким делам истец самостоятельно определяет место (суд), где будет рассматриваться спор; во-вторых, государственная пошлина истцами по таким делам не уплачивается.

Кроме того, немаловажным является то, что законом специально указано, что само по себе отсутствие чека не является основанием для отказа в иске – факт покупки может быть подтвержден иными доказательствами.

Право на информацию

Важным элементом защиты прав является информирование потребителя. Так, Законом о ЗПП закреплен ряд правил, которые обязаны соблюдать продавцы товаров и за несоблюдение которых продавцы либо изготовители товара несут предусмотренную указанным Законом ответственность (ст. 12 указанного Закона).

Во-первых, продавцы товара обязаны указывать график работы по месту продажи товара и график работы и место нахождения лица, которое осуществляет его продажу. Данное требование закреплено в ст. ст. 9 – 11 указанного Закона и имеет целью обеспечить доступ покупателя к указанному лицу в случае возникновения претензий, в том числе, по качеству приобретенного товара. Во-вторых, предусматривается, что качество товара должно отвечать тем свойствам, которые были указаны при его продаже.

В-третьих, законом особо оговаривается, что суды при рассмотрении таких споров обязаны исходить из того, что у покупателя отсутствуют специальные познания по порядку использования товара – т.е. в случае, если его утрата (повреждение) произошла в результате действий потребителя, продавец (изготовитель) будет обязан доказать, что он довел до сведения потребителя всю необходимую для использования товара информацию.

Последствия нарушения требований о качестве

Существует ряд возможных требований, которые вправе завить покупатель, если продавцом были нарушены требования о качестве (ст. 18 Закона о ЗПП). Так, он может потребовать замену товара, его ремонт, уменьшить сумму договора либо расторгнуть его и возвратить ранее уплаченную сумму.

Неблагоприятные последствия для продавца заключаются еще и в том, что доставка товара продавцу (при возврате, замене, ремонте) осуществляется за его счет. Продавец обязан произвести возврат денежных средств по требованию потребителя, а также иные выплаты (при уменьшении цены; в случае, если ремонт товара производился потребителем за свой счет) в течение 10 дней (ст. 21, 31 закона о ЗПП).

Если покупатель предпочитает ремонт товара, продавец обязан произвести его в срок не более 45 дней; замена товара производится в сроки не более 7 дней – 1 месяц, в зависимости от необходимости проведения экспертизы и наличии товара для замены (ст. ст. 20, 21 указанного Закона).

В заключение необходимо сказать, что хотя законом потребителю предоставлены большие права, при обеспечении их защиты (особенно в судебном порядке) представляется целесообразным воспользоваться услугами профессионального юриста, обладающего специальными познаниями в данной сфере и обладающего опыт защиты интересов граждан в подобных спорах.



Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

Внимание: жалобы и обращения в комментариях не рассматриваются юристом и администрацией сайта! Если вы считаете, что ваши потребительские права нарушены, воспользуйтесь формой для консультаций или позвоните по бесплатному номеру 8 804 333 69 16.

Олег: Здравствуйте, у меня такая проблема. Я приобрел в мае 2016 года сотовый телефон марки Apple Iphone 5s в магазине ООО «ДНС»-Альтаир. В ходе эксплуатации , у меня выявился дефект: при легком нажатии на экран от продавливался во внутрь , а после отжатия обратно, вставал на место. Я решил обратиться в сервисный центр магазина , в котором приобретал данный телефон. В течение 20 или более дней мне выдали идентичный новый телефон. Далее у меня выявился следующий дефект: при легком постукивание по задней панели телефона был слышен дребезжащий звук, также это звук был слышен при записи видео на камеру, его немного наклоняя в разные стороны. В данной ситуации я решил опять обратиться в сервисный центр. Там у меня приняли телефон на гарантийный ремонт. По истечению 20 или более дней мне позвонили и сказали прийти и забрать телефон, я пришел , а дефект не был исправил, все это обуславливалось тем, что данная проблема на работоспособность не влияет. Я решил обратиться за помощью к своему отцу, он посоветовал написать претензию в магазин, в котором покупался телефон. Я так и поступил, мне дали ответ. Я решил еще раз отдать телефон на гарантий ремонт. Сегодня я пришел за ним в сервисный центр, там мне отдали все тот же телефон с визуальным дефектом и на бумаге написано :"Произведено тестирование оборудования. За время тестирования заявленные неисправности не выявлены. Параметры устройства в норме и соответствуют параметрам, заявленным производителем. Оборудование исправно. Трясется автофокус камеры"
Примите меры по обмену телефона на идентичный или обязать магазин вернуть деньги в полном объеме.

10.11.2016-15:49
Евгений: 31/12/2016 В магазине DNS приобрёл смартфон Huawei honor 8, в ходе эксплуатации выявились некоторые неприятные моменты. Периодически не запускается видео-съёмка при нажатии на кнопку "запись", с той же переодичностью не воспроизводится отснятое ранее видео. Могу ли я здать смартфон в магазин, либо обменять его на другую модель смартфона?
07.01.2017-08:44

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.

Топ статей о правах потребителей