Общественные организации по защите прав потребителей: особенности, функции, полномочия
![организация по защите прав потребителей](/images/guards.jpg)
Общественные организации по защите прав потребителей: проверка на законность
Правовой основой работы организаций, осуществляющих деятельность по защите прав потребителей, является Конституция РФ и Федеральный Закон «О защите прав потребителей».
Данными правовыми актами регламентировано право граждан Российской Федерации на добровольные объединения, в том числе, создаваемые с целью оказания правовой поддержки отдельным категориям граждан (в рассматриваемой ситуации такой категорией являются граждане – приобретатели товаров, получатели работ и услуг).
Особенностью таких организаций является их полная независимость от государства, политики и бизнеса. Единственный документ, прописывающий полномочия этих добровольных объединений, их структуру, права и обязанности участников, источники формирования денежных средств является устав организации по защите прав потребителей.
Организации по защите прав потребителей работают в нескольких направлениях. В первую очередь это, безусловно, непосредственное оказание помощи потребителям в спорных ситуациях: предоставление устных и письменных разъяснений и консультаций, экспертиза товаров, работ, услуг, проверка их качества и безопасности.
Кроме того, такие организации могут обеспечить защиту интересов пострадавших потребителей в суде.
Еще одно направление – информационное. Сюда входит выпуск специализированных печатных изданий, журналов, ведение тематических блогов.
Список организаций по защите прав потребителей расширяется с каждым днем: появляются новые небольшие союзы, а крупные организации постепенно выходят на международный уровень. Эта сфера, учитывая актуальность таких вопросов сегодня, в «эпоху потребления», находится в постоянном развитии.
Интересен и тот факт, что с ростом количества таких организаций растет и количество фактов осуществления грамотной защиты потребителей. Так, если в 2000-х годах было подано порядка 27 тысяч исков в суд по данному направлению, то в 2010 году их количество возросло до 300 тысяч. Значит, все не зря…
Функции организаций по защите прав потребителя
Основные функции таких организаций можно сгруппировать в следующие основные блоки:
- - Нормотворческая деятельность: оценка и правовая экспертиза разрабатываемых проектов законов в сфере потребления, подготовка предложений по внесению изменений в действующую законодательную базу.
- - Экспертиза качества товаров, работ и услуг (как инициативно, так и по заявлению потребителей).
- - Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов потребителей. Выявление фактов нарушения прав. В случае необходимости – защита их прав (в т.ч. в судебном порядке).
- - Информационное освещение граждан по курируемым вопросам.
Всемирная организация по защите прав потребителей
Вопрос защиты потребителей актуален и на международной арене. Одним из основных «действующих лиц» в данной сфере является Consumers International - Международная Организация Потребительских Союзов (более распространенное название - Всемирная организация потребителей).
В состав организации входят представители более девяноста стран мира. Основная цель ее деятельность – защита прав потребителей на международном уровне, проработка мероприятий по усилению защиты потребителей во всем мире, внедрение политики «чистого пространства для жизни» (освещение вопросов экологии в производстве).
Международная организация по защите прав потребителей за свою более чем пятидесятилетнюю работу успела определить собственную философию, и сводится она к следующим правилам:
- - каждый гражданин имеет право на качественные товары, своевременно оказанную медицинскую помощь, достаточное количество пищи и одежды, хорошую экологию и санитарные условия. Это основа основ, которая не зависит от расы, пола и территории проживания;
- - каждый должен быть уверен в безопасности потребляемых товаров;
- - право на возмещение некачественного товара или услуги – право каждого гражданина любой страны;
- - доступ к информации о защите прав и интересов потребителей должен быть свободным.
Куда обратиться за защитой нарушенных прав потребителей?
Добровольные организации по защите прав потребителей сегодня существуют в каждом регионе. Информации о них находится в свободном доступе в Интернете (в т.ч. на сайтах районных Администраций).
Координаты организаций по защите прав потребителей можно найти в классификаторе Управлений Роспотребнадзора.
Кроме того, для выбора подходящей организации вы можете изучить наш список организаций по защите прав потребителей.