Не так страшен потребиллер...

портрет российского потребиллера

Потребиллер, как некая серьезная общественно-экономическая угроза, - это не более, чем предпринимательский миф. Их можно понять - продавцы вынуждены защищаться, потому что большинство товаров в Российской Федерации не отличаются высоким качеством. Таким образом, легенда о развитии некоего потребиллерского движения способна стать весомым аргументом в суде.

Потребители-экстремисты, конечно же существуют повсеместно, но это явление не носит массовый характер и вряд ли станет мейнстримом в современной России. И дело тут не только в менталитете.

Правовая база потребиллера

Для начала разберемся, как действует потребиллер. Его поведение, во многом, основано на статьях 19 и 25 ЗоЗПП, реже - на 12-й. Экстремист от потребления покупает товар и возвращает его в двухнедельный срок, установленный статьей 25 "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества", либо 19-й "Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара". Разница в том, что во втором случае сроки могут исчисляться с начала сезона, достигать двух лет, а в некоторых случаях (пожизненная гарантия) вообще отсутствуют.

К примеру, покупатель-злоумышленник приобретает туфли и через 2 недели пвозвращает их в магазин, указывая на дефект (ст.25). А при должной закалке он покупает и носит их в феврале, предъявляя претензии лишь в марте, с началом сезона (ст.19). Эта же статья позволяет потребиллеру пользоваться покупкой до 2-х лет, а после возвращать с диагнозом "дефект производственного характера".

Не так страшен потребиллер, как его малюют

В легких случаях продавцы успешно лечат потребиллерский синдром покупателя бытовым хамством, в тяжелых - экспертизой и подключением судебно-юридических связей. И в этом месте умирает миф об опасности потребиллера для экономики и общества. Ведь для того, чтобы быть потребиллером в России нужно иметь определенный "вес" и хватку. В нашей стране он редко способен действовать в одиночку - только в связке с юристами, сотрудниками ОЗПП, а в идеале - со специалистами Роспотребнадзора. Еще одна важная черта черта личности потребиллера - стрессоустойчивость. Подача претензии в РФ - это почти всегда конфликт, который может протекать в разных формах и условиях.

И здесь подавляющее большинство граждан откровенно пасуют, либо уходят в область эмоций, которые не приносят дивидендов в правовом поле.

Например, пользователи нашего портала www.zpppinf.ru частенько жалуются на нерадивых предпринимателей в комментариях, несмотря на жирную надпись красного цвета о том, что жалобы в комментариях не рассматриваются. Механизм предельно прост: эмоции преобладают над разумом и посетители не замечают важных вещей, концентрируясь на своей обиде. Это состояние сродни аффекту, кругозор внезапно сужается - то, что называют "мир в копеечку". Какое тут может быть потребиллерство?

Вот такой он, легендарный российский потребиллер - сдержанный, хладнокровный, с юридическими тузами в рукаве. Много ли таких среди наших сограждан? Судя по количеству потребительских исков и прочим признакам, они не являются серьезной угрозой.

Выгода мифа о потребиллере

Вероятно, свежая история с ландшафтным парком «Зарядье», который якобы уничтожается и разворовывается москвичами, из этой же серии. Таким образом ушлые российские чиновники могут скрыть недостатки "товара", указывая на то, что покупатель "сам сломал". На деле там могут быть и хищения, и несоответствия, и прочие недостатки, которые проще свалить на "неких людей из толпы".

Если вас пытаются выдать за потребиллера - это значит, что продавец пытается уйти от ответственности и убытков, с ней связанных. "Я не уверен, что это брак", - говорит он и предлагает сервисный центр, либо прочие сомнительные и тягомотные варианты решения проблемы.

Не следует идти у них на поводу, нужно учиться противостоять таким вещам. Вот несколько простых правил:

  • - Покупайте у тех, для кого важна репутация;
  • - Требуйте и сохраняйте чеки, а также прочие платежные документы;
  • - Внимательно читайте то, что вам предлагают подписать;
  • - Требуйте указания гарантии в документах;
  • - В составлении исков и претензий будьте лаконичны;
  • - Если не принимают претензию, пошлите ее заказным письмом с уведомлением (всегда есть "два путя");
  • - Продавец может защищать свой товар при помощи экспертизы, не лишайте его этого права;
  • - Исключите эмоции, дышите глубже, улыбайтесь шире!

К сожалению, сами потребители редко готовы защищать свои права спокойно, с достоинством и в правовом поле. Кому-то не хватает воли, многим - уверенности в себе или элементарных знаний. Во всех этих случаях поможет опытный юрист, т. 8 800 350-81-94 (звонок по России бесплатный).


С этой статьей читают:



Закон и правовые нормы

Информационно-Cправочный портал www.zpppinf.ru осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Федеральной службы России по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или какой-либо ОЗПП, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.