Несколько ценников на одном товаре
Вопрос: Здравствуйте. Магазин Пятерочка, ул. Академика Губкина. Очень много ценников, цены на которых не совпадают с чеком. Оказалось, что реальная цена написана в уголке ценника мелким шрифтом, а та которая по центру большим - это цена по скидочной карте. Не является ли это вводом в заблуждение и обманом покупателей? Спасибо.
(Москва)
Отвечает юрист Виктор Ветров (г. Москва): |
Своевременное обеспечение покупателей необходимыми и достоверными сведениями относительно товара для правильного выбора – обязанность продавца. В числе обязательных атрибутов – цена в рублях (п. 1, 2 ст.10 регулирующего защиту прав потребителей закона от 07.02.1992 года № 2300-1).
Ценник в торговой точке – это донесение информации о стоимости всем заинтересованным лицам, приравниваемое к публичной оферте (ст. 437 ГК РФ). Принятие решения клиентом о покупке – абсолютный аналог акцепта.
Продавец обязан информировать перспективных клиентов в наглядной и доступной форме и объеме (п.2 ст.8 закона № 2300-1). Документальное предложение о совершении сделки, в качестве которого выступает ценник, должно быть четко оформлено и не допускать введения в заблуждение потребителей. Этого нельзя сказать о написании цены по скидочной карте по центру крупным шрифтом для привилегированных лиц и реальной стоимости в углу мелким для остальных покупателей.
При рассмотрении требований о возмещении убытков суды опираются на отсутствие специальных знаний и подготовки у потребителя для осуществления компетентного выбора (п.44 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17). К недостоверности приравнивается даже информирование на иностранном языке, что позволяет провести параллель с двумя ценами в одном ценнике в конкретном вопросе.
Последствия для продавца – компенсация убытков (ст.12 закона № 2300-1) и привлечение к административной ответственности (ст.14.15 КоАП РФ).