Правовое регулирование вопросов защиты прав потребителей

вопросы защиты прав потребителей

Кардинальные изменения, происходящие в экономике, каждый раз затрагивают правовую систему и отношения граждан.

К сожалению, законодательство не всегда своевременно и точно реагирует на появление инноваций, требующих контроля со стороны надзорных органов. Таким очевидным примером являются нормы, регулирующие права потребителей. Как показывает судебная практика и жизненный опыт, в нашей стране они весьма гуманны и уступают международному уровню. Так, если за границей вам была оказана некачественная услуга или ваши права потребителя были в чём-то ущемлены, то через суд можно не только вернуть потраченные деньги, наказать недобросовестного продавца весомым штрафом, но и возместить причинённый моральный вред. Суммы ответчику там присуждаются в сотни раз больше, нежели в РФ.

Защита граждан в потребительской сфере возложена на комплексный правоустанавливающий институт, суть которого необходимо знать специалистам, напрямую или косвенно входящим в его круг, азы - простым людям, т.е. потребителям. Отстаивая права, он координирует отношения между покупателем, приобретающим товар, либо клиентом, собирающимся воспользоваться услугами в личных целях, не извлекая из этого прибыль, - с одной стороны, и изготовителем, занимающимся производством, либо продавцом, реализующим продукцию населению по договору купли-продажи, исполнителем, оказывающим услуги населению на основании возмездного договора – с другой.

Организация защиты прав потребителей (ЗПП) на территории РФ регламентирована соответствующим Законом Российской Федерации, датированным 1992 годом, «О защите прав потребителей», который поспособствовал пересмотру общественного сознания и поставил в приоритет индивидуальные ценности, а не массовые, как было во времена СССР. Действует он по сей день с учётом внесённых в него поправок. Кроме него, ЗПП регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и иными стандартами, принятыми на федеральном уровне в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Незнание содержания вышеупомянутых документов, действующих на территории государства, не освобождает организации, поставляющие услуги населению, от их соблюдения и ни в коем случае не должно ущемлять права покупателей.

Основы правового регулирования защиты прав потребителей предусмотрены ГК РФ. Каждый гражданин является потребителем, о чём говорится в ст. 9 Федерального закона, принятого 26 января 1996 года №15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», где чётко прописаны базовые правила, распространяющиеся абсолютно на все категории гражданско-правовых договоров, на основании которых потребитель, приобретающий товар или заказывающий услуги для личного, семейного, бытового применения, автоматически становится обладателем прав, предусмотренных Законом о защите прав потребителей и ГК РФ. Бывают случаи, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений контролируются, в том числе специальными законами РФ (например, договор энергоснабжения, водоснабжения, грузоперевозки), принятыми на федеральном (региональном) уровне помимо установленных норм ГК РФ и Законом о защите прав потребителей.

В последние десятилетия наметилась тенденция наказывать недобросовестные организации, поэтому воспользоваться гражданским правом защитить и отстоять свои интересы может каждый, используя существующие и эффективно действующие гражданско-правовые способы действий:

  • • Лично представлять свою позицию в суде или обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на ЗПП;
  • • Взыскать неустойку с исполнителя договора за недобросовестное выполнение условий;
  • • Потребовать возмещение причинённых убытков;
  • • Прекратить договорные отношения с организацией или изменить условия соглашения;
  • • Потребовать возмещение морального вреда.

Все вышеперечисленные способы ЗПП хорошо зарекомендовали себя и продуктивно используются в суде при отстаивании прав, о чём свидетельствует судебная практика. Так, в 2016 году определенным трендом стали иски граждан к микрофинансовым организациям, которые сполна ответили по ст. 12 Закона о защите прав потребителей (сокрытие информации о кредитных услугах) и др. моментам.

Область ЗПП многогранна, поэтому механизм защиты прав потребителей представляет дифференцированную структуру. Законодательство предлагает два вида правовых отношений, связывающих потребителя и организацию, поставляющую услуги. Одни координируются Законом о защите прав потребителей, такими являются отношения, вытекающие из гражданско-правового договора, связанные с приобретением товара, оказанием услуг, выполнением работ в личных целях. К ним относятся: договор на оказание услуг связи, договор купли-продажи, договор социального найма или жилого, договор ЖКХ, договор на осуществление разного рода перевозок, грузоперевозок, договор с банком, договор ответственного хранения и др., направленные на удовлетворение личных нужд гражданина, не повлекших из этого извлечения прибыли.

А вытекающие из гражданско-правового договора и не связанные с приобретением товара, оказанием услуг, выполнением работ в личных целях не координируются Законом о защите прав потребителей, таковыми отношениями считаются:

  • • Договор госзайма;
  • • Между гражданами и органами власти (нотариусом, госучреждениями, властью исполнительной и местного самоуправления, др.), на которые возлагаются законодательством административно-распорядительные полномочия;
  • • Между гражданами и организациями, если вопрос касается вступления в членство кооператива, товарищества или иного предприятия.

Как можно защитить права потребителя, если они были нарушены, а организация предоставившая некачественные услуги не идёт на диалог с обманутым покупателем (не отвечает на претензию)? В таком случае незамедлительно следует обратиться в федеральную службу по контролю и надзору в сфере обеспечения САНПИНов, ЗПП и потребительского рынка, иными словами в Роспотребнадзор, который имеет полномочия провести проверку. В каждом офисе, торговом помещении имеется информационная доска с номерами телефонов всех надзорных служб, обратиться по ним может любой обиженный покупатель.

Основополагающая проблема защиты прав потребителей кроется в незнание населением процедур, которые необходимо соблюсти при обнаружении недостатков у товара. Чтобы обеспечить защиту своего нарушенного права, стоит ознакомиться с алгоритмом, прописанным в соответствующем законе, указывающим на следующие действия со стороны покупателя.

Потребителю разрешается:

  • • Расторгнуть договор, вернуть неисправную вещь и потребовать возврата полной стоимости товара;
  • • Требовать устранения неисправность, если возможно, за счёт организации, предоставившей данный товар, или возместить расходы, понёсшие покупателем с привлечением третьих лиц на их устранение. Если между субъектами - продавцом и покупателем – не нашлось взаимопонимания, относительно дефектов товара, то согласно закону проводится независимая экспертиза за счёт продавца или производителя, потребитель при этом может и должен присутствовать, чтобы картина была объективной;
  • • Требовать заменить на подобный товар того же или другого производителя с проведением соответствующего перерасчёта в большую или меньшую сторону;
  • • Требовать сделать скидку соразмерную сумме выявленного дефекта.

Гражданин, права которого были нарушены, самостоятельно решает обращаться ему за помощью в Роспотребнадзор или подавать иск в суд по месту жительства самого истца или по месту нахождения ответчика, где будет установлен порядок по делу о защите прав потребителей в сфере услуг или торговли. Закон освобождает данных лиц от уплаты госпошлины.


С этой статьей читают:



Закон и правовые нормы

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.