Сертификат качества товаров и услуг
Отправляясь в магазин за продовольственными покупками или обращаясь за предоставлением определенной услуги, обыватель главным образом рассчитывает на приобретение качественного товара и ожидает оказание требуемой услуги в соотношении с указанными расценками.
Понятие сертификации качества товаров и услуг, основные преимущества наличия сертификата качества, где и на каких основаниях есть возможность получить требуемый документ, - эти и другие аспекты вопроса будут освещены далее.
Понятие сертификата
Документально подтвердить потребителю, что тот или иной товар, либо услуга не представляет вреда здоровью и угрозу жизнедеятельности может официальная бумага, имеющая ряд наименований: сертификат качества, безопасности, соответствия, таможенный сертификат, знак соответствия.
Вопреки множеству названий этого документа, сущность его неизменна – он призван подтверждать соответствие качества продукции или услуги стандартизированным нормам, установленным законом. Получение сертификата на продукт возможно в аккредитованной Госстандартом Российской Федерации организации.
Для более досконального изучения данного вопроса, необходимо проштудировать массу информативной литературы или иметь хотя бы начальный уровень юридических знаний. В противном случае Вы рискуете впустую растратить свое время, ничего существенного не уяснив.
Преимущества наличия сертификата качества
При получении сертификата качества на продукцию, организация получает несколько положительных моментов:
- В связи с доказательством соответствия нормам и стандартам не отдельной категории товара, а предлагаемой продукции в целом, а также материала, из которого он был изготовлен, значительно повышается конкурентоспособность продавца и максимально повышается товарооборот.
- Во избежание неприятностей с законодательством, наличие у производителя знака соответствия на продукцию просто необходимо.
- При наличии сертифицированной документации на товар и услуги, прямо пропорционально повышается спрос на продукт у потенциальных покупателей.
Для получения оговоренного документа, производителю или продавцу предстоит в некоторой степени пожертвовать своим временем и частью финансовой стороны бизнеса. Но обозначенные расходы, как правило, быстро окупают себя, выводя предпринимателя на новый уровень финансового благополучия. Сертифицированный продукт предполагает получение прибыли в двойном размере. Ведь в этом случае правообладатель сертифицированного товара вправе назначать свою цену на оказываемую услугу. При этом ее конкурентоспособность не только не снижается, но и может существенно повыситься.
Данную концепцию можно рассмотреть на простейшем примере: Две торговые точки по реализации яблок располагаются поблизости на одной улице. В одном из павильонов стоимость фруктов составляет 50 рублей, но продукция не обладает сертификатом качества. В конкурирующем павильоне стоимость того же килограмма яблок составляет 100 рублей, но у них все документы сертифицированы. Редкий покупатель отправится за продуктами неясного происхождения. Скорее он заплатит вдвое больше, нежели станет терзаться сомнениями: не отравится ли он яблоком. Вдобавок к вышесказанному, при отсутствии сертификата качества товара, на мировой рынок выйти практически невозможно. Опять же, есть продукция, наличие документов, удостоверяющих качество которых – обязательное условие и при их отсутствии, либо фальсификации, предпринимателя ждет уголовное преследование по закону Российской Федерации.
Сертификаты подразделяются на 2 вида:
- Количество участников процесса (двухсторонние, многосторонние, международные, национальные, региональные);
- Характер продукции и требование к ней (добровольные, обязательные).
Обязательное получение сертификата качества накладывается на товар, подразумевающий возможность нанесения ущерба здоровью или вреда окружающей среде. В отдельно взятой стране такой перечень может варьироваться ввиду естественных факторов. Если та или иная продукция или услуга не прописана в товарном перечне, подлежащих сертификации, значит в этой стране запрещена не только реализация этого товара, но и его производство.
Законодательство Российской Федерации предоставляет гарантии на:
- - право продавцов и индивидуальных предпринимателей на одинаковых условиях работать на общероссийском рынке товарооборота и предоставления услуг;
- - целенаправленное отстаивание прав потребителей;
- - проведение контроля по сохранению жизнедеятельности и здоровья потребителей;
- - качество предоставляемых услуг и продукции.
Также Закон Российской Федерации определяет органы исполнительной власти, имеющие право на выдачу сертификатов качества, ведомства, в которых есть возможность провести экспертизу качества и получить сертификат, а также организации по оказанию услуг потребителям, изготовлению и продаже товара.
Процедура получения сертификата качества
Для получения сертификата качества, продавцу услуги необходимо пройти следующие обязательные этапы:
- В письменной форме заявить в соответствующие органы исполнительной власти, делящиеся между собой на структуры, курирующие отдельные виды товаров и услуг.
- Получить надлежащим образом заверенные ответы проводимых исследований и экспертиз, проводимые, как правило, в специализированных лабораторных условиях.
- В случае отрицательного ответа, затребовать письменные результаты проводимых исследований.
- При удовлетворительной оценке, орган, проводивший экспертизу, обязан выдать сертификат соответствия. Помимо этого, товар или услуга, выдержавшие проверку в обязательном порядке заносятся в реестр сертифицированных продуктов. Данная продукция приобретает право на использование особенной маркировки.
Информация, представленная выше, несет лишь общий поверхностный характер тезиса сертификации продукта. Любая отдельно взятая ситуация своеобразна и может быть рассмотрена исходя из различных критериев.