Защита прав потребителей в образовательной сфере

образование

Образование — один из важнейших аспектов жизни современного человека. Поэтому так важно требовать высокое качество услуг, оказываемых в данной сфере.

К сожалению, далеко не все потребители хорошо знакомы со своими правами. В этой статье мы постараемся рассказать о том, как реализована защита прав потребителей в образовательной сфере, чтобы у читателя сложилось лучшее представление о данной теме.

Ст. 29 закона «О защите прав потребителей». Суть закона и основные положения

Ст. 29 закона «О защите прав потребителей» затрагивает многие сферы. Сущность этой статьи заключается в защите интересов заказчика товаров и услуг. Заказчик имеет право потребовать у исполнителя повысить качество работы, а также запросить снижение стоимости. Он имеет право и отказаться от услуг исполнителя, если сочтет их некачественно выполненными.

В этой статье ЗоЗПП прописаны детали касательно гарантийного срока, а также того, в каких случаях покупатель может претендовать на исправление возникших проблем. Это особенно актуально, когда срок давности исполнения работы достигает двух и более лет.

Кто имеет право осуществлять платные образовательные услуги

Осуществлять коммерческие услуги могут конкретные исполнители такие, как:

  • Учреждения, являющиеся государственными или муниципальными, а также отвечающие за дошкольное и общее образование;
  • Научные и частные образовательные структуры;
  • Организации, готовящие специалистов со средним и высшим образованием (институты, колледжи, университеты);
  • Граждане, которые работают, как ИП (чаще всего, это репетиторы).

К коммерческим услугам в сфере образования относятся:

  • Занятия, связанные с углубленным освоением предмета;
  • Репетиторство;
  • Подготовка и переподготовка профессиональных специалистов (например, обучение на бакалавриате или в магистратуре института);
  • Занятия по дополнительным программам.

Перед началом работы заключается договор, в котором прописаны права и обязательства обеих сторон.

Защита прав потребителей в образовательной сфере

У обеих сторон есть как права, так и определенные обязанности. Чаще всего, основные обязанности заказчика – это оплачивать обучение вовремя и придерживаться выполнения учебного плана. Касательно исполнителя – обеспечивать соблюдение учебной программы и ее сроки, гарантировать безопасность используемых для обучения помещений, соблюдать форму, порядок расторжения или изменения договора и т.д. Платные образовательные услуги контролируются со стороны государственных органов.

Основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования

Основными положениями закона, которыми можно руководствоваться, дабы избежать казусов как в потреблении, так и в исполнении коммерческих образовательных услуг, являются:

Статья 16 закона «О защите прав потребителей». В ней прописаны недействительные обстоятельства договора, ущемляющие права потребителя, где присутствует возможность потребовать компенсацию. К таким положениям следует относить невозвращенную сумму за обучение, если продавец не приступил к своим обязанностям, либо установил отдельную цену за сдачу контрольных, зачетов, экзаменов и т.д.

Статья 28 закона «О защите прав потребителей». В ней описаны последствия для исполнителя, который не смог соблюсти установленные сроки выполнения работы (оказания услуги).

Упомянутая в начале статьи Статья 29 ЗоЗПП. В ней прописано на что может рассчитывать потребитель, если качество услуг окажется низким или будут обнаружены значимые недостатки образовательных услуг.

Статья 779 ГК РФ “Договор возмездного оказания услуг” также описывает эти положения, поэтому рекомендуем отдельно ознакомиться и с этим документом.

Важно! При неисполнении сроков, либо условий качества проведенной услуги, потребитель имеет право потребовать возместить убытки, по итогу понесенные им. Для этого и были созданы правовые нормы регулирующие отношения в сфере образования.

Образец жалобы на учителя

В случае, если у вас возникла необходимость пожаловаться на учителя, который недобросовестно оказывает образовательные услуги, потребуется составить заявление, придерживаясь определенной структуры.

В шапке документа следует указать свои личные данные, орган куда направляется жалоба, само наименование документа, причину составления обращения, а также в заключительной части сформировать конкретную просьбу. Можно добавить, что вы намерены жаловаться вышестоящими инстанциям. Не забывайте про дату и подпись.

Куда обращаться в случае возникновения проблем в образовательной сфере?

  • К директору школы, либо завучу. Им следует направлять жалобу в первую очередь;
  • В департамент образования;
  • В министерство образования. Ему подконтрольны все школы;
  • В полицию или прокуратуру. Стоит обращаться, если учитель или преподаватель совершил административное, либо уголовное деяние;
  • В суд. На случай, если потребуется возмещение ущерба.

Несколько слов в качестве заключения

Нужно знать свои права и правила оказания платных образовательных услуг, чтобы руководствоваться ими, и требовать от других участников их исполнения. Ведь на заказчике услуг также лежат определенные обязательства, игнорировать или пренебрегать которыми он попросту не может. Надеемся, что данная статья оказалась для вас полезной, и теперь вы будете знать, как действовать в спорных ситуациях.


С этой статьей читают:



Закон и правовые нормы

Информационно-Cправочный портал «Защита прав потребителей в России» осуществляет информационную поддержку потребителей и продавцов товаров и услуг. Проект не является "дочерним" сайтом Роспотребнадзора или какой-либо организации по защите прав потребителей, а также не несет ответственности за достоверность пользовательских вопросов и комментариев.