Иск о защите прав потребителя
В течение жизни мы постоянно вступаем в определенные юридические правоотношения. К ним относятся все отношения, которые тем и иным образом урегулированы правовыми нормами. Отношения купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ также в обязательном порядке базируются на нормах права (один из самых важных источников права в этой сфере – Закон «О защите прав потребителей»).
На практике нередки ситуации, когда права потребителя в этой сфере нарушаются. Это возникает при приобретении некачественного товара, работ или услуг. В этом случае остро встает вопрос защиты прав потребителя, в том числе – в судебном порядке.
Подача искового заявления – один из наиболее популярных, а главное – эффективных способов защиты нарушенных прав потребителей. Любой иск содержит в себе три основных элемента: содержание, предмет и основание иска.
Содержание, в общем смысле, это то, что просит истец у суда. Предмет – право или интерес, которые охраняются законом.
Основание – это определенные юридические факты, которые послужили основой для подачи иска.
Например, между потребителем и компанией по оказанию ремонтных услуг заключен договор. Выполненные работы не соответствуют договору: ремонт выполнен некачественно, что не устраивает заказчика. В досудебном порядке данный спор урегулировать не получилось – ремонтная компания никак не хочет признавать свою вину. Единственный выход защитить свои законные права – подача иска в суд. В этом случае предмет иска – требование заказчика безвозмездно устранить все недостатки произведенного ремонта. Основание для подачи иска – заключенный между заказчиком и исполнителем договор на выполнение работ.
Необходимо также понимать отличия таких понятий как иск и претензия. Подача претензии – это способ досудебного урегулирования спора. В этом случае потребитель в письменном виде излагает суть проблемы, а исполнитель (продавец) может добровольно удовлетворить эти требования.
Подведомственность и подсудность исков о защите право потребителя
По общему правилу, дела данной категории рассматриваются судами общей юрисдикции или, как их еще называют, районными судами.
Такие иски могут предъявляться истцом в суд по выбору по следующим основаниям:
- • По месту нахождения организации-ответчика по иску;
- • По месту жительства истца;
- • По месту заключения договора.
При этом закон о защите прав потребителя также содержит важную норму относительно данного вопроса: вне зависимости от установления договорной подсудности, потребители имеют законное право выбора суда.
Как грамотно составить иск: образец иска о защите прав потребителей
Форма иска о защите прав потребителей, впрочем, как и любого другого иска – исключительно письменная.
В шапке иска указывается адресат искового заявления, заявитель (Ф.И.О., паспортные данные, адрес, контактный телефон).
В «теле» заявления (описательной части) указывается обстоятельства дела, а также права и законные интересы потребителя, которые были нарушены.
Заканчивается исковое заявление требованиями истца. В конце обязательно ставится подпись истца и дата подачи заявления.
К заявлению необходимо приложить все доказательства нарушения прав: кассовые или товарные чеки, копии договоров.
Образец иска о защите прав потребителей можно попросить в приемной суда, найти в свободном доступе в интернете, а также посмотреть его здесь - пример иска о защите прав потребителей.
Ознакомившись с образцами исковых заявлений, вы поймете принцип их составления и сможете составить собственное, учитывая особенности конкурентного дела.
Некоторые виды исков о защите прав потребителей
Иски в рассматриваемой сфере можно разделить на несколько условных категорий.
- • По виду причиненного вреда:
- - иск на возмещение морального ущерба;
- - иск на возмещение материального ущерба.
- • По привязке к первоначальному требованию:
- - первичный иск;
- - встречный иск о защите прав потребителей.